УТВЕРЖДАЮ
Заведующий ГУО «Детский сад № 130 г. Гомеля»
__________Жура Т.В.
Инструкция по действиям персонала и воспитанников при возникновении ЧС
I. Алгоритм действий педагога при возникновении
(угрозе возникновения)
чрезвычайной ситуации в здании детского сада
1. Немедленно сообщить о возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайной ситуации администрации детского сада.
2. Организовать экстренную эвакуацию воспитанников из здания, согласно схемы эвакуации. Воспитатель ДО, во время всей эвакуации, находится с воспитанниками.
3. При завершении эвакуации проверить наличие воспитанников. О результатах проверки доложить администрации детского сада.
4. Обеспечить порядок на месте расположения воспитанников и их безопасность.
5. Действовать согласно распоряжений администрации детского сада.
6. При получении сообщения об угрозе теракта по телефону, ни в коем случае не класть телефонную трубку на аппарат. Сообщить о звонке по телефонам 101, 102, 112.
II. Общие требования и правила поведения педагога и воспитанников при угрозе ЧС
Общие правила поведения педагога:
1. действия педагога при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях должны основываться на инструкциях памятках, разработанных службами ГО и ЧС в соответствии с местными условиями;
2. в коридорах возле групп на каждом этаже на видном месте должен находиться план эвакуации из конкретного помещения. Если по плану эвакуации предусмотрено использование запасного выхода, то он должен быть свободен, не загроможден разными предметами. Если дверь запасного выхода по условиям охраны здания запирается на замок, то в плане эвакуации необходимо указать, где находится ключ от запасного выхода;
3. в коридорах, а тек же в помещениях (музыкальный зал, прачка, пищеблок) должны обязательно находиться средства пожаротушения в виде универсального или порошкового огнетушителя;
4. в медпункте, прачке, пищеблоке, сторожевой обязательно должны иметься медицинские аптечки с набором основных средств первой медицинской помощи: йода, бинтов, перевязочных резиновых жгутов, водного раствора аммиака;
5. педагогу ни в коем случае нельзя терять самообладания, паниковать самому и не допускать паники среди воспитанников. Покидать помещение при возникшей чрезвычайной ситуации можно только в организованном порядке. Педагогу нужно помнить, что паника обычно создает толчею, давку, причем эвакуация значительно затрудняется, увеличивается угроза жизни воспитанников;
6. чтобы облегчить педагогу его действия во время чрезвычайной ситуации, необходимо периодически проводить учения определенной направленности с эвакуацией из здания;
7. педагогу необходимо также знать его дальнейшие действия после эвакуации из здания и местонахождение безопасных укрытий. Обычно при крупномасштабных ЧС местные службы ГО и ЧС оповещают население и сообщают, какие действия необходимо предпринимать. На эти оповещения и сообщения педагогу необходимо ориентироваться.
Педагогу надо помнить о том, что эвакуация в безопасное место образовательных учреждений, их воспитанников и персонала производится в первую очередь.
III. Действия персонала и администрации при попытке незаконного
проникновения на объект; при пожаре, стихийном бедствии; при попытке
совершения (совершении) террористического акта
При возникновении нештатной (аварийной) ситуации.
1. Установить максимально точно характер нештатной (аварийной) ситуации, возможные ее последствия.
2. Немедленно поставить в известность администрацию, диспетчера соответствующей аварийной службы, с указанием:
- точного адреса и наиболее коротком пути следования к учреждению;
- полное наименование учреждения, с указанием точного расположения места аварии;
- характер и возможные последствия происшедшего
3. Произвести запись в дежурный журнал о происшествии и предпринятых действиях с указанием:
- точного времени возникновения нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения,
- времени и указанием номера телефона, точных данных дежурного диспетчера вызываемой службы,
- принятых мерах администрацией учреждения по ликвидации последствий,
- времени прибытия представителей спасательных и аварийных служб, с указанием фамилии старшего команды, общим количеством аварийных или спасательных команд, времени убытия и т.д.
- точного времени окончания работ по ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения, нанесенном ущербе.
- времени доклада в УДО об окончании работ по ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения, нанесенном ущербе.
4. Постоянно поддерживать связь с учреждениями, аварийными службами и ответственным дежурным по управлению образования до полной ликвидации последствий или происшествия.
5. Принять меры к ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения имеющими средствами и силами, согласно утвержденной Инструкции и плана работы в нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения.
IV. Руководитель учреждения обязан:
После ликвидации последствий нештатной (аварийной) ситуации в системе
жизнеобеспечения учреждения.
1. Доложить по телефону об итогах ликвидации последствий возникшей нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения после окончания ликвидационных работ и итогах ликвидации в УДО.
2. В течении суток после ликвидации последствий письменно - докладной, с указанием причин, нанесенном ущербе, принятых мерах, планируемых мероприятиях по ликвидации причин и последствий нештатной (аварийной) ситуации.
3. Произвести разбор причин возникновения нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения с должностными лицами, педагогами (воспитателями).
4. Принять меры для предотвращения повторения причин возникновения нештатной (аварийной) ситуации в системе жизнеобеспечения учреждения.
V. Обязанности взаимодействующих органов в части, касающихся
безопасности УО (милиция, пожарная охрана)
Субъектами, непосредственно осуществляющими обеспечение безопасности сотрудников и воспитанников УДО при чрезвычайных ситуациях в пределах своей компетенции, являются: пожарная охрана, РОВД.
В случае пожара:
- немедленное оповещение пожарной охраны о возгорании передается посредством Автоматической пожарной сигнализации (АС) или по тел. 101;112
- по прибытию пожарной частью принимаются меры по локализации пожара, используя при этом соответствующие средства;
- оказывают помощь по эвакуации людей, находящихся на объекте;
- не подвергать опасности жизнь и здоровье людей
При возникновении чрезвычайной ситуации:
- немедленно сообщить обо всех выявленных фактах в территориальные органы
МВД, МЧС, отдел образования;
- по прибытию на место оперативной группы (группы быстрого реагирования) действовать в соответствии с указаниями старшего группы;
- представителями правоохранительных органов осуществляется комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и пресечение деятельности преступных (террористических) групп;
- оказывается помощь по эвакуации людей, находящихся на объекте;
- не подвергать опасности жизнь и здоровье людей.
VI. Алгоритмы действий при ЧС природного характера. Землетрясения.
Алгоритм действий при внезапном проявлении землетрясения
1. После получения сигнала тревоги немедленно организуйте эвакуацию воспитанников из здания детского сада. Взять журнал и через запасный выход покинуть здание детского сада.
2. Постройте воспитанников в безопасном месте, сделайте перекличку и доложите о присутствующих и отсутствующих.
3. Если здание покинуть невозможно (при сильных толчках), построить воспитанников вдоль капитальной стены, в углах, дверных проёмах.
4. Эвакуируйтесь из здания только после разрешения администрации детского сада по обследованным безопасным выходам.
5. Эвакуацию воспитанников из здания сада осуществляет воспитатель группы, находящийся на смене.
6. После регистрации воспитанников эвакуируйтесь вместе с воспитанниками группы в безопасную зону.
8. Прибыв на место эвакуации, проведите перерегистрацию воспитанников, доложите о прибывших.
9. Организуйте проживание воспитанников, помня о том, что каждый педагог несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, находящихся с ним в опасной и безопасной зоне.
VII. Наводнение. Алгоритм действий при поступлении сообщения о
наводнении и начале эвакуации
1. При внезапном затоплении детского сада возьмите журнал группы и переведите детей в безопасное место: верхние этажи.
2. Посчитайте количество детей и доложите администрации.
3. Не допускайте массовой паники воспитанников.
4. При эвакуации в безопасное место соблюдайте вместе с воспитанниками правила предосторожности при переходе на спасательное средство.
5. По прибытии в безопасную зону проведите регистрацию воспитанников, окажите им помощь в обустройстве, помня о том, что педагог несёт ответственность за жизнь и здоровье детей в опасной и безопасной зоне, пока они находятся рядом с ним.
VIII. Ураган. Алгоритм действий людей в помещении при внезапном
возникновении урагана
1. Во время урагана соберите детей в безопасном месте, подальше от окон.
2. Воспитанников доставлять домой на транспорте в сопровождении родителей или педагога.
IX. Алгоритм действий при ЧС техногенного характера. Пожары
1. При получении сигнала оповещения о пожаре в детском саду немедленно организовать детей для эвакуации из здания.
2. Взять журнал и вместе с детьми покинуть по безопасным выходам здание.
3. В тёплое время года эвакуироваться без верхней одежды в безопасное место, подальше от горящего здания, сделать перекличку (пересчитать детей).
4. В холодное время и зимой надеть верхнюю одежду, а при сильном задымлении взять одежду с собой либо покинуть помещение без одежды и укрыться в Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Гомельский городской, расположенном по адресу ул. Кожара, дом13 .
5. Во время передвижения пресекать возможные столпотворения и панику.
6. После эвакуации из здания детского сада сделать перекличку (пересчитать детей).
7. В горящее здание не возвращаться. Это очень опасно!
XI. Аварии с выбросом радиоактивных веществ
1. При получении сигнала тревоги с сообщением о радиационном загрязнении организовать защиту дыхательных путей себе и воспитанникам. Выдать ватно- марлевые повязки, респираторы и, если имеются, противогазы.
2. Закрыть форточки в группе. Отсадить детей от окон.
3. Подготовиться к организованной эвакуации. Взять журнал.
4. Прибыть в Центрекоррекционно-развивающего обучения и реабилитации Гомельский городской, расположенном по адресу ул. Кожара, дом13.
5. Организовать санитарную обработку и размещение.
XII. Мероприятия по эвакуации из помещений УДО при ЧС.
1. Эвакуация производится по сигналу, подаваемому звонковой сигнализацией: короткие прерывистые звонки - пауза 10 сек. - короткие прерывистые звонки - пауза 10 сек. (будет повторяться 4-5 раз). Дублирующий сигнал голосом: «Внимание всем! Покинуть здание!»
2. Эвакуируются все воспитанники и все сотрудники.
3. Воспитатель руководит эвакуацией: осуществляет организованный проход воспитанников через соответствующий выход.
4. Эвакуация должна происходить организованно: без разговоров, без шума, суеты и без шалостей, строго и серьезно. Команды подает и делает замечания только воспитатель.
5. При эвакуации воспитанников ведут к месту сбора ( напротив центрального входа в здание учреждения), дети строятся по группам в колонну по 3, в заранее определенной последовательности.
6. После проверки по журналу наличия воспитанников педагоги докладывают начальнику штаба ГО учреждения о списочном составе группы, количестве в строю, об отсутствующих и причинах отсутствия.
8. Начальник штаба ГО докладывает заведующему детского сада - начальнику ГО объекта о результатах эвакуации.
9. У каждого из выходов контроль организованности эвакуации осуществляют заместители заведующего по основной деятельности - должностные лица ГО и ЧС.
10. Заместителю заведующего по АХЧ - заместителю начальника ГО объекта по тылу - обеспечить готовность запасных выходов из здания учреждения.
XIII. Обязанности охраны в УДО
XIII-I.Принимая смену сторож обязан:
- уточнить обстановку на охраняемом объекте у сменяемого сотрудника охраны, наличие и характер замечаний в адрес л/с предыдущей смены;
- проверить наличие и исправность принимаемого имущества и документации, работоспособность средств связи, оповещения и охранной сигнализации;
- произвести осмотр объекта снаружи и изнутри.
О результатах приема-сдачи смены сделать запись в «Журнале приема - сдачи дежурства» с указанием недостатков и изменений в состоянии охраняемого объекта.
XIII-II В ходе несения службы сторож обязан обеспечить:
- контроль за соблюдением внутри объектового порядка, мер безопасности и пропускного режима внутри здания;
- сохранность и целостность имущества и помещений, сданных под охрану.
Контроль осуществляется путем визуального наблюдения и прослушивания с места
- несения службы и в процессе обхода объекта. Порядок и периодичность обхода объекта согласовывается с администрацией объекта.
- Выход за пределы объекта в ночное время и в период ограниченной видимости запрещен. Результаты обхода записываются в Журнал. В случае обнаружения нарушений или неисправностей немедленно докладывать в Дежурную Часть.
- В свой работе руководствоваться требованиями действующего законодательства, условиями государственного договора с «Заказчиком», положениями настоящей инструкциями, в части касающейся охраны и безопасности объекта, распоряжениями прямых начальников охранного предприятия.
- Знать расположение и оборудование объекта, территорию и границы поста, маршруты контроля состояния объекта, маршруты эвакуации персонала и воспитанников, номера телефонов дежурных служб РОВД, МЧС, должностных лиц образовательного учреждения.
- Не допускать проникновения (проход, проезд) на объект посторонних лиц и автотранспорта.
- В зависимости от складывающейся обстановки своевременно и решительно принимать меры по предупреждению и пресечению правонарушений, оперативно извещая милицию, дежурную службу.
-Знать и уметь пользоваться техническими и охранно-пожарными средствами, вспомогательным инвентарем, средствами связи, находящимся на объекте, в случаях возникших чрезвычайных ситуаций.
XIII-II. Действия сотрудников (дежурного) при возникновении нештатных ситуаций.
а) При обнаружении взрывоопасных предметов (взрывных устройств) охраннику необходимо:
1. если этот предмет представляет бесхозную вещь, необходимо срочно установить, чья она и кто мог её оставить, если хозяин вещи не установлен, приступить к принятию конкретных мер;
2. ни в коем случае не нарушать целостность обнаруженных предметов (не вскрывать, не перемещать их);
3. зафиксировать время обнаружения находки, другие обстоятельства произошедшего;
4. следует быстро определить зону опасности и обеспечить ее изоляцию (ограждение), не допускать в нее людей и транспорт;
5. доложить о происшествии немедленно руководству образовательного учреждения, службу "102" , 112 дежурной части РОВД убедиться в том, что доклад сделан в эти службы руководством учреждения. При этом сообщить: время, место, обстоятельства обнаружения взрывоопасного предмета, его внешние признаки, наличие и количество людей на месте обнаружения (на объекте), опасную близость для государственных, жилых, промышленных зданий, возможные последствия в случае взрыва, принимаемые меры;
6. при необходимости, следует срочно принять меры к эвакуации людей по безопасному маршруту (в безопасное место);
7. поддерживать постоянную связь с дежурной частью РОВД, руководством объекта и докладывать о принимаемых мерах и складывающейся на месте происшествия обстановке;
8. по прибытии на место происшествия сил РОВД, МЧС проинформировать их о сложившейся ситуации и действовать в соответствии с указаниями ответственного оперативного руководителя, не ослабляя внимания за сохранностью имущества и ситуацией на территории поста;
9. при получении сообщения от граждан об обнаружении ими взрывоопасных предметов, помимо перечисленных действий, необходимо дополнительно выяснить сведения о сообщивших, обстоятельства, при которых обнаружен взрывоопасный предмет, по возможности установить ещё свидетелей и очевидцев
10. следует четко помнить: не предпринимать самостоятельно никаких действий с подозрительными находками, которые могут оказаться взрывными устройствами - это может привести к их взрыву, вашей гибели, многочисленным жертвам и разрушениям!
б) При угрозе нападения (нападении):
1. путем наблюдения установить реальность преступных намерений со стороны подозреваемых лиц, степень опасности их действий, возможные последствия;
2. зафиксировать внешние приметы нападающих, их вооружение, одежду, отличительные черты лица, средства передвижения и др. особенности;
3. о случившемся немедленно сообщить в МВД об угрозе нападения (нападении) передачей тревожного сигнала с использованием кнопки экстренного вызова милиции, доложить оперативному дежурному, в дежурную часть местного
МВД и руководству объекта;
2. принять меры по охране места происшествия для сохранения следов и вещественных доказательств.
3. при появлении неизвестных лиц дежурный обязан проверить у них документы, удостоверяющие личность и документы, дающие право зайти в здание детского сада. В случае отсутствия документов, сомнении в их подлинности или неподчинении этих лиц требованиям дежурного, в здание не пускать.
в) при захвате людей на объекте (всего объекта) в заложники:
Помните, что захват в заложники всегда организуется скрытно и происходит неожиданно. Но вместе с тем постоянная бдительность на посту, анализ проявления подозрительных действии или появления подозрительных лиц, помогут снизить вероятность и внезапность захвата или упредить его своевременными контр действиями.
Если вам стало известно о готовящемся захвате или совершении другого преступления, если вы располагаете фактами, немедленно сообщите об этом в органы МВД используя для этого технические средства экстренного вызова милиции.
Если захват произошел:
1) не допускать действий, которые могут спровоцировать напавших к применению оружия, подрыву устройства, применению отравляющих веществ и привести к человеческим жертвам;
2) постарайтесь немедленно сообщить дежурному МВД (служба 102, 112 и включение кнопки экстренного вызова милиции) в другие дежурные службы о нападении и захвате заложников;
3) без раздражений и замечаний переносите оскорбления и унижения, не смотрите в глаза преступникам, не ведите себя вызывающе и в тоже время - следите за всем происходящим вокруг вас;
4) при необходимости выполняйте требования преступников (не причиняя вреда жизни и здоровью мирных граждан), не противоречьте им, не рискуйте жизнью окружающих и собственной, не допускайте паники и истерик;
5) на совершение необходимых действий для оказания помощи себе, другим, сходить в туалет и т. п., спрашивайте разрешения;
6) помните ваша цель стараться помочь попавшим в заложники людям любыми способами сохранить жизнь, подготовить возможность для их освобождения;
7) будьте внимательны, запомните приметы преступников, их имена, клички, татуировки, шрамы, другие особенности и манеры поведения, тематику разговоров и др. особенности;
8) продумайте свои действия на период проведения операции спецслужбами по вашему освобождению, но лучше выполнять требования приемлемые для всех заложников, а именно:
9) лечь на пол лицом вниз, не делать движений, перемещений, голову закрыть руками, посоветовать это сделать другим;
10) если есть возможность, держитесь подальше от дверей и окон, т. к. они в первую очередь могут быть использованы как спецслужбами для проникновения в помещения, так и преступниками для отражения этих действий;
11) ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или не убегайте от них, т. к. они могут принять вас за преступника;
г) В случае пожара или аварийной ситуации на объекте:
1) оценить обстановку и немедленно оповестить руководство охраняемого объекта и соответствующие службы, доложить оперативному дежурному (101, 112) оповестить о возгорании и ответственных за открытие запасных входов о подготовке их к эвакуации людей;
2) принять меры к локализации пожара или аварии, используя при этом имеющиеся на объекте соответствующие противопожарные средства и оборудование;
3) не подвергать опасности здоровье и жизнь людей;
4) оказать помощь по эвакуации людей, находящихся на объекте, спасения имущества, согласно плану эвакуации. Не допустить загораживания проходов и путей эвакуации людей, особое внимание уделить эвакуации и размещению в безопасном месте детей (согласно плану эвакуации);
5) организовать встречу и допуск пожарных и аварийных расчетов, стараться контролировать их действия при проведении работ, эвакуации (выносу) материальных средств;
6) о ликвидации пожара или аварийных ситуаций доложить оперативному дежурному.
XIV. Инструкция о пропускном и внутри объектовом режиме УДО
1. Пропускать в здание УДО сотрудников только по документу, удостоверяющему личность
2. Пропускать в здание УДО родителей воспитанников по спискам, предоставленным администрацией и документу, удостоверяющему личность
3. При пропуске на территорию УДО автотранспортных средств, проверять соответствующие документы и характер ввозимых грузов
4. Особое внимание уделять проверке документов и цели прибытия лиц из других организаций, посещающих УДО по служебным делам, делать соответствующие записи к книге регистрации посетителей
5. Ограничить пропуск в здание УДО родственников и знакомых воспитанников, пропускать только по разрешению руководителя УДО, делать соответствующие записи к книге регистрации посетителей
6. В остальное время суток входные двери должны находиться в запертом состоянии и открываться сотрудником по звонку прибывшего
7. После окончания рабочего дня регулярно обходить и проверять внутренние помещения УДО и каждые два часа обходить территорию УДО
8. Обращать внимание на посторонние и подозрительные предметы
9. Обо всех обнаруженных нарушениях немедленно докладывать руководителю учреждения