Второе воскресенье мая – День Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь
14 мая 1995 г. в Республике Беларусь состоялся первый в ее истории референдум, инициированный главой государства. Среди вопросов, вынесенных на одобрение граждан, был и следующий: «Поддерживаете ли Вы предложение о введении нового Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь?». Этот вопрос поддержали 75,1% граждан, принявших участие в референдуме.
Герб, флаг и гимн Республики Беларусь - символы государственного суверенитета
В системе атрибутов государственная символика занимает одно из важнейших мест, является воплощениемнациональной идеи белорусского государства. Национальные символы – это условные знаки, образы и предметы, выражающие особенности национальных ценностей, определенные стороны жизни народа и государства.
Герб, флаг и гимн государства – главные символы независимости, передающие историко-культурное наследие нашего народа, подчеркивающие национальный дух и достоинство белорусских граждан. Они отражают определенные стороны нации и государства, давая представление об историческом пути страны и ее национальных ценностях.
Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней – красного цвета и нижней – зеленого цвета. Отношение ширины полос красного и зеленого цвета – 2:1. Отношение ширины Государственного флага Республики Беларусь к его длине – 1:2. Около древка вертикально размещен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, которое составляет 1/9 длины Государственного флага Республики Беларусь.
Государственный герб представляет собой золотой контур Республики Беларусь в золотых лучах солнца над земным шаром. Сверху контура находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамляет венок из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – льна. Колосья обвиты красно-зеленой лентой, на которой снизу сделана надпись золотом: «Республика Беларусь».
Предлагаем проверить свои знания о государственных символах, ответив на вопросы викторины
1. Что олицетворяет флаг, герб, гимн? (Родину)
2. В далеком прошлом люди, жившие вместе, образовывали … (Роды и племена)
3. В жестких битвах нужно было четко различать своих воинов от вражеских. Назовите эти различия. (Роль различий выполняла, прежде всего, особая форма, особая окраска щитов и особые виды оружия.)
4. Назовите цвет, которым окрашивали щиты предки белорусов. (Красный).
5. Что означает геральдика? (Геральдика – от ср.-век. лат. heraldus - глашатай), гербоведение. Со 2-й пол. 19 в. вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы; ранее - в 13 - 1-й пол. 19 вв. - составление дворянских, цеховых и земельных гербов.)
6. Во что со временем преобразовался щит воина, украшенный разными «счастливыми приметами» и «знаками судьбы»? (В герб)
7. Что означает герб? (Герб – официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и т. п. Часто является составной частью государственного флага.)
8. Символом чего, в наше время, стал герб, который свидетельствовал о родовитости короля, князя? (Символом государства)
9. Перечислите основные национальные духовные ценности белорусов, которые запечатлены в гербе. (Гражданское единство, труд, миролюбие, готовность постоять за свою свободу и суверенность)
10. Какими растениями переплетен герб? (С одной стороны розовыми цветами клевера, с другой – голубыми цветками льна.)
11. Назовите растение, символ связи с миром животных. (Клевер)
12. Хлопок Севера, прекрасный материал для одежды. (Лен)
13. Символ труда, знак добра и достатка. (Лен)
14. Земной шар – это знак того, что … (Республика Беларусь воспринимает все народы Земли, как равноправных друзей и партнеров)
15. Что жертвовали богам славяне с просьбой о даровании нового урожая? (Пучок или сноп хлебных колосьев)
16. Какой «сноп» в прежние времена почитался чудодейственным, и им украшали угол хаты? («Дожиночный»)
17. Для чего «дожиночный» столб украшал угол хаты? (Отпугивал злые силы)
18. Пятиконечная звезда – … (Символ человека и человечества.)
19. Что означает флаг? (Флаг - (нидерл. vlag), прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба, эмблемы.)
20. Что означает государственный флаг? (Государственный флаг – официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства. Описание государственного флага, как правило, фиксируется в Конституции. Государственный флаг Республики Беларусь поднимается на зданиях верховных органов государственной власти и управления, посольств, торгпредств, консульств Республики Беларусь за рубежом и т. д.)
21. Для чего служит флагшток? (Флагшток - (от голл. vlaggestok), вертикальный шест для подъема флага.)
22. Сколько цветов имеет белорусский флаг? (3: красный, зеленый, белый)
23. Вернемся в древние времена. Знаком чего до сих пор служит красный цвет? (Знаком Солнца)
24. В старину знатные люди носили красные … (Шапки) и красные … (Сапоги).
25. Зеленый цвет – это цвет Природы, … (Цвет добра, роста, развития, благополучия и мира).
26. Перечислите качества, которые должен свято хранить в своей душе настоящий сын белорусской земли. Эти качества связаны с белым цветом нашего флага. (Свобода, нравственная чистота и мудрость).
27. Каким поступком считается спасение флага в боевых условиях? (Доблестным, героическим)
28. Когда был принят ныне действующий флаг и герб Республики Беларусь? (Герб и флаг Республики Беларусь был принят 14 мая 1995 г.)
29. Что означает гимн? (Гимн - (греч. hymnos), торжественная песнь. Известны гимны государственные, революционные, военные, религиозные, в честь определенных событий.)
30. Что означает государственный гимн? (Государственный гимн - официальный символ государства (наряду с государственным флагом и государственным гербом). Символ государственного суверенитета Республики Беларусь.)
31. Символический рисунок, графический способ заклинания высших божественных сил. Узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов или архитектурных сооружений. (Орнамент – от лат. ornamentum - украшение)
32. Посредством узоров или орнамента люди выражали различные пожелания и заветы. На государственном флаге Республики Беларусь запечатлена часть наиболее древнего орнамента. Кем и когда была выполнена эта работа? (Работа была выполнена в 1917 г. Крестьянкой Матрёной Маркевич из Сенненского уезда.)
33. Что означают на орнаменте ромбы? (В центре ромб с толстыми «крючками» или «рогами» - это вечность в движении. А сам ромб – это древнейшее изображение башни Земли и Плодородия. Ромбы поменьше – это тоже заклинание – «хлебы», т.е. пища, которую нужно понимать как пищу для духа и пищу для тела.)
34. Что символизирует орнамент? (Трудолюбие, трудовое мастерство)
35. Справедливая форма выяснения воли и желания народа, изобретенная еще в глубокой древности. (Референдум)
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.